Подготовка к обучению грамоте
Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?
Младшая группа
Задачами этого года являются:
- обогащение словаря;
- развитие умения правильно и чётко произносить слова;
- формирование умения различать звуки;
- знакомство с понятиями «слово» и «звук».
Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».
Средняя группа
Задачами этого года являются:
- дальнейшее развитие и увеличение словаря;
- формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
- заучивание стихов, пословиц и поговорок;
- закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
- формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.
Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.
Старшая группа
Можно выделить следующие задачи:
- дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
- распознавание слов, содержащих определённый звук;
- расстановка ударения;
- умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
- деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.
Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].
После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.
Подготовительная группа
Можно выделить следующие задачи обучения грамоте в этом году:
Образовательные
1. Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
2. Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.
3. Ознакомление с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.
Воспитательные
1. Развитие не только линг¬вистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
2. Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.
3. Начальное литературно-эстетическое воспитание детей.
Развивающие
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие графических навыков и моторики.
4. Развитие звуко-буквенного анализа.
5. Развитие коммуникативных навыков
По итогу к концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- буквы русского алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова;
- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Программа занятий
Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:- знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
- деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
- анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
- знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
- основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»